Создатели игрушек: Сергей Сафонов (Интервью)



Пройти мимо такой персоны как Сергей Сафонов просто невозможно. Это одна из знаковых фигур в российской тойсцене, а если говорить ещё проще то самый активный деятель. Сергей является основателем знаменитого интернет магазина "Луноход-1", выстовычных проектов СТЫКОВКА, Character Expo. Но это не все заслуги Сергея, он так же создал виниловые игрушки серии Moon Wanderers (Moon Fox, Moon Cat, Kluth), Луно, Gooma, Godot, которые получили известность и признание во всём мире (хоть и издавались ограниченными тиражами).


Интервью взято проектом: laboratory54, за что им огромнейшая благодарность лично от меня.

Интервью:


  • Привет, Сергей! Для начала расскажи о себе, чтобы наши читатели знали, с кем имеют дело.

Привет.
Меня зовут Сергей Сафонов, я родился и живу в Москве, первые двадцать лет своей жизни я занимался всякой фигнёй и в 1996 году как-то случайно и неожиданно начал рисовать. Причём рисовать ASCII-графику, это такая техника создания изображений из буковок.
В 1998 году я купил свой первый планшет, выучил Photoshop с Illustrator’ом и занялся дизайном, работал в разных студиях и в 2000 году создал свою. В 2003 году обстоятельства сложились таким образом, что дизайн-студия превратилась в анимационную и несколько лет мы с группой коллег делали полнометражный анимационный фильм, который, к сожалению, не успели закончить. В 2005 году я создал проект Луноход-1 и занимался им до августа 2010 года. В основном по этому проекту меня и знают.
Из Лунохода-1 появилось несколько проектов, которые я продолжаю вести до сих пор, это Rotocasted.com, выставочные проекты Стыковка, Character Expo и серию встреч коллекционеров и любителей — Toy Talk. Если интересно, всё это с иллюстрациями можно посмотреть на моём сайте.

  • Очень интересно узнать, как ты пришел к дизайнерской игрушке? Кто тебя вдохновил?

В начале 2000-х я начал коллекционировать комиксы и рисованные повести. В западных магазинах, где я покупал эти книжки стали появляться игрушки, эстетика которых меня сразу привлекла, и вместо одного чемодана с книгами я стал привозить два. Один с книгами, второй с игрушками.
Свои фигурки я начал делать в 2005 году, но вряд ли меня кто-то вдохновил, просто я посчитал, что могу внести что-то новое в это движение. Кроме того, как оказалось, мои игрушки это такой коммуникационный инструмент, благодаря им, я и познакомился с очень многими хорошими людьми по всему миру — коллекционерами, художниками, галеристами.



  • Если это, конечно, возможно, поведай о Луноходе-1… Как и с чего все началось? Как вам было хорошо? И чем все, к сожалению, закончилось?

Возможно, конечно, почему нет? Изначально, я думал о магазине комиксов, но отказался от этой идеи из-за пиратства и слабого знания языков нашими соотечественниками.
С игрушками преодолеть эти факторы было несколько проще, так что Луноход-1 появился как продолжение моей коллекции. Зимой 2005 года я договорился с продавцами, у которых покупал для себя, чтобы стать представителем их компаний в России, так всё и началось. Кроме того, рассказывать о своём увлечении стало гораздо проще, так как под рукой был неплохой выбор реальных примеров того о чём, собственно, идёт речь.
А название — Луноход-1 — это такая всенародная радиоуправляемая игрушка, которая была общей и ничьей одновременно, скорее идея, чем объект. Идея увлечённости, игры и, в некотором роде, объединяющий символ.
Мы привозили игрушки, устраивали выставки, я читал лекции о персонажном дизайне и создании своих собственных персонажей, но по прошествии трёх, примерно, лет, я начал понимать, что торговля это не моё. Мне интереснее создавать что-то новое и своё, а торговля, особенно в нашей неудачной стране, предполагает совсем другие навыки. Потом пришёл кризис, и финансовые условия вынудили меня, через пять лет после открытия, закрыть магазин. Оказалось, что закрываться, не менее интересно, чем открываться. Такого количества добрых слов и благодарности в адрес Луноход-1 мы не получали никогда, я очень благодарен всем нашим покупателям за то, что сделали этот последний месяц незабываемым.



  • Стыковка и родившийся из нее Lunohod-1 Character Expo. Расскажи о самых удачных из них. Будут ли новые, подобные акции, несмотря на закрытие Лунохода?

В продолжение ответа на прошлый вопрос хочу сказать, что закрыли мы только магазин. Все остальные проекты, которые проводились под именем Луноход-1, будут продолжаться. Для тех, кто не знает, Стыковкаэто серия выставок для которых мы просим авторов придумать своего собственного персонажа на базе какой-то игрушки. Мы делали игрушки из бумаги, дерева, пластика и выставок прошло что-то около десятка. Кроме собственно выставки, во время её проведения, я читаю какую-нибудь лекцию, мы обсуждаем работы и технические особенности их создания.
Character Expoвыставка… надеюсь, их будет несколько… на которой мы выставляем произведения современного персонажного дизайна, чтобы показать тот исходный материал из которого, при удачном стечении обстоятельств, получаются игрушки. За последнее десятилетие персонажный дизайн превратился в отдельную область, к которой обращается всё больше дизайнеров по всему миру и мне интересно как-то проанализировать происходящее.
Наиболее удачную выставку сложно выбрать, т.к. каждая из них преследовала собственные цели, но больше всех, я думаю, нашей аудитории запомнилась Стыковка с использованием фигурок Munny, которая прошла в здании заброшенной фабрики. Светящиеся столы, огромное помещение, несколько сотен посетителей, стрельба из пневматического ружья и множество отличных работ, это были два очень насыщенных дня.



  • Когда ты создаешь своих очаровательных героев, ты придумываешь миры, в которых они живут? Или их характеры? Расскажи о самых любимых...

Их пока не так уж и много и они все пока в числе любимчиков) Расскажу коротко историю появления каждого из них.
Самый первый персонаж — Gooma (Гума), появился из наброска логотипа, который я не помню уже для чего делал. Gooma — плод дерева, который эволюционировал в живое существо и постоянно путешествует, распространяя семена этого дерева по свету.
После появилась история про него и в этой истории Gooma путешествует на северный полюс, где встречает загадочных существ в лодках — так что Moon Fox, Moon Cat и Kluth появились как часть истории. Это сопутствующие персонажи, они не помогают продвигать историю и, скорее, созданы для поддержания настроения и атмосферы. Когда эти игрушки фотографировал Брайан Маккарти, он рассказал мне о песне "It's only a paper moon", которая пришла ему в голову, когда он их увидел в первый раз — так я решил сделать небольшую историю, в которой появляется бумажная луна.
Godot (Годо) — родился из моих набросков, в которых неожиданно появился стареющий элегантный кто-то в шляпе. Имя пришло уже после того как была готова скульптура, его я позаимствовал у беккетовского персонажа из пьесы «В ожидании Годо», оно подходит к нему по множеству различных факторов. Удача и проклятье Godot в том, что его внешний вид открывает перед ним любую дверь.
А история персонажа Луноход-1 описана выше. Он непосредственный участник развития всех событий на проекте)

Все игрушки, которые я придумал можно посмотреть вот тут



  • Не раскрывая всех своих секретов, можешь дать рецепт создания своих игрушек? Шепотка фантазии, столовая ложка терпения… или все составляющие более прозаичны?

Я много рисую. У меня блокноты, которые я повсюду таскаю с собой и рисую в общественном транспорте, в кафе, иногда даже дома.
Для меня игрушка это в первую очередь знак, символ. Я много времени трачу на уравновешивание элементов, поиск правильных сочетаний и уделяю этому особое внимание, когда эскиз превращается в объект. Истории, имена и окружающее пространство приходят уже потом и они не менее важны, но придумывать их мне довольно просто, так что много времени на это не уходит.



  • Какое настоящее и будущее у дизайнерских игрушек на территории РФ?

За пять лет существования проекта Луноход-1, я считаю, наша страна потеряла девственность относительно этого направления современного искусства. Мы подержали в руках почти все релизы за последние семь лет, отечественные авторы делают свои собственные игрушки и кастомные работы, но что до будущего, тут у меня нет особенных восторгов. Большинство, если не сказать все, творческие сообщества у нас развиваются и живут довольно хило, какие бы усилия по их организации не прилагались, так что тут всё зависит от увлечённости и страсти заинтересованных людей. Лично я буду неподалёку, если что)

  • Ты наверняка следишь за другими авторами игрушек. Кто, в твоем понимании, сейчас самый крутой?

Есть авторы работы, которых я покупаю довольно регулярно. Вот тут почти все игрушки в моей коллекции и я хотел бы выделить Amanda Visell, Ayako Takagi, Hiroshi Yoshii и коллектив Devilrobots.
Из русских авторов мне нравится, что делают Илья Mauerlat (DIY статья по кастом работам от Ильи будут чуть позже и на нашем сайте! Прим. сайта vinyltoys.kz/), он кастомайзер, Pproffessors, Люба Федорова, к сожалению, давно ничего не выпускала, и Александр Будькин.



  • Луноход-1 специализировался не только на арт-игрушках, но и на различных аксессуарах и книгах. Добрую половину печатной продукции составляли комиксы… Твое отношение к этому виду нарративного искусства?

Луноход-1 продавал книги издательства Fantagraphics, одного из моих любимых. В последнее время я не так часто покупаю комиксы и не очень тщательно слежу за новостями, но считаю, что всем, кто интересуется современной визуальной культурой, просто обязаны разбираться в комиксах и их авторах. Последний комикс, который я купил это «Weathercraft» Джима Вудринга.
В тех комиксах, которые я люблю, мне нравится то, что это продукт деятельности одного человека. Каждый новый том, это результат титанических усилий и годы работы, которые, в результате, воплощаются в истории, которые нельзя найти нигде больше. Ни в книгах, ни в кино.
Я довольно давно наблюдаю за отечественным комикс-сообществом, но почти всё что там происходит не вызывает оптимизм. Наши авторы комиксов всё ждут аудитории, заказа, издательств, забывая о том, что всё это производные от готовых историй, которых должно быть много и для этого не нужны ни фестивали, ни круглые столы, ни импортные звёзды.

  • Традиционный вопрос о героях нашего времени, который я задаю всем. Если бы ты решил создать такого персонажа, какими бы качествами и характеристиками он обладал?

Честно — не знаю. Не думаю, что наше время требует какого-то особого набора качеств. Кроме того в одном персонаже они наверняка смотрелись бы карикатурно.
А так я считаю, что в нашей стране в наше время хорошо бы побольше работать)

Часть игрушек созданных Сергеем Сафоновым:






0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.